Дети несут ответственность за что

 

Как воспитать ребенка ответственным, честным и порядочным? Как объяснить малышу, младшему школьнику и подростку про чувство ответственности? Литературные произведения, которые помогут воспитать в ребенке ответственность. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей бывает гражданской, имущественной, административной и уголовной. И зависит от совершенного деяния.

Ответственность родителей за поступки детей

Наступление ответственности родителей возможно только при наличии у них вины. Виновным считается такое поведение родителей:

  • Игнорирование своих обязанностей по воспитанию ребенка.
  • Безответственное отношение к своим родительским правам по воспитанию детей.
  • Злоупотребление своим правами в отношении ребенка.
  • Аморальное поведение родителей.
  • Недопустимые методы воспитания.
  • Психологическое и физическое насилие в отношении детей.

Однако в каком бы виде не выражалась вина родителей или усыновителей, ответственность за несовершеннолетних детей они должны понести, если есть причинно-следственная связь между не выполнением родительских обязанностей и незаконным поведением детей по причинению вреда другим гражданам.

Например, сюда могут относиться такие ситуации: родители поощряют хулиганские действия детей, не контролируют детей или вообще не обращают внимания на детей, а также их поступки.

Ответственность за поступки детей должны нести оба родителя. Не освобождается от своих обязанностей родитель, который живет отдельно от своего сына или дочери. Но если он докажет, что его ребенок совершил вред другому лицу по вине того родителя, который проживает с сыном или дочерью и он не имел возможности принимать участие в воспитании ребенка, то его могут освободить от ответственности.

Ответственность за ребенка суд может возложить даже в том случае, если он лишен родительских прав на протяжении 3 лет после лишения прав.

При этом также должна быть доказана связь между неправомерным поведением ребенка и не осуществлением родительских прав.

Беседа с младшим школьником

Рассказ об ответственности лучше проводить на основе произведения. Таким качеством обладает, например, мальчик из рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Его поступок можно назвать не только смелым и честным, но и ответственным. Можно сказать, что ответственность живет там, где есть честность и порядочность.

Это качество представляет собой обязанность отвечать за свои действия и поступки, которые могут быть непоправимыми (предательство, убийство) или исправляемыми (опоздание, баловство, потеря, порча предметов).

Человек, который совершил ошибку, но признал ее, достоин уважения. Ведь для этого нужно иметь сильный характер, быть мужественным и смелым. Того, кто старается не повторять ошибок, не совершать их, можно назвать ответственным. Такая личность достойна уважения.

После этого ребенку объясняют:

  1. Когда он был маленьким, за него думали родители, решали, что и когда есть, куда идти. Ребенок полностью зависел от них.
  2. По мере приобретения навыков он становился самостоятельнее и ответственнее, ему доверяли посильные дела.
  3. Эти дела постепенно преобразовались в обязанности: ходить в школу, делать домашние задания, заправлять кровать, мыть посуду и т.п. Таким образом, малыш стал нести ответственность за чистоту в комнате и свою успеваемость.
  4. Когда ребенок повзрослеет, он будет отвечать за себя в полном объеме, нести ответственность не только за свои действия и поступки, но и других, зависимых от него.

После беседы нужно уточнить, что малыш на данный момент несет ответственность не только перед родителями, но и перед собой своими товарищами. А затем рассмотреть все примеры ответственного поведения: посещение школы, помощь по хозяйству, помощь друзьям в учебе.

Следующий этап – беседа о безответственности и почему она имеет место: люди не желают брать ответственность за свои действия, поступки («Это не я сделал – это кошка чашку уронила на пол!», «Это не мои следы на полу!») из-за лени, трусости, легкомыслия.

Маленькие дети поступают безответственно потому, что не понимают, к чему приведут их действия: ломают игрушки, едят сосульки. Затем рассматривают ситуации, к чему может привести безответственный поступок людей разных профессий: врача, учителя, пилота, шофера. Приходят к выводу, что такие действия могут привести к очень печальным последствиям, вплоть до смерти зависимых от них людей.

Если ребенок поступил безответственно, то так же могут поступать и другие:

  1. Мама не приготовит завтрак, потому что не хочет рано вставать, поэтому вся семья на работу, в школу и садик пойдет голодной.
  2. Папа не будет ходить на работу, захочет смотреть постоянно телевизор, как итог – финансовые затруднения.
  3. Старшая сестра не поможет разобраться с домашним заданием, потому что пойдет гулять – будет неудовлетворительная отметка и пробел в знаниях.
Чтобы в семье был порядок, каждый должен поступать ответственно, думать о возможных последствиях своих поступков и действий.

Человек поступает так не из-за страха наказания, а потому, что результат безответственного поступка может навлечь несчастье на других людей:

  1. Ребенок учится хорошо, потому что понимает – знания ему пригодятся в будущем, да и огорчать родителей не хочется.
  2. Убираться в комнате нужно, чтобы вещи не терялись и лежали на своих местах, тогда при необходимости их можно будет быстро найти.
  3. Слово, данное другу, нужно сдержать, потому что он может огорчиться.

Стать ответственным очень сложно, ведь для этого нужно научиться управлять своим поведением. Если человек не хочет брать эту ответственность, то его жизнь будет зависеть от других людей.

Друзья и приятели

Фото 2


Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые кажутся нам отвратительными. Да, может быть, нам не нравятся задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но пока их поведение не задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.

С какой меркой следует подходить к выбору друзей нашими детьми?

Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам. Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, “маминому сыночку”-более независимые приятели, инфантильному - более зрелый товарищ, трусишке - кто похрабрей. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь. Агрессивный ребенок должен будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей. Наша задача - ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.

В некоторых случаях следует запрещать детям дружить, если оба, например, чрезмерно инфантильны, или агрессивны, или замкнуты в себе.

Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает: он несет ответственность за свой выбор, а мы - ответственность за то, что поддерживаем его в этом.

Необходимые термины

В обыденной жизни нередко возникают ситуации, при которых ребенок из подросткового возраста совершает различные деяния, несущие под собой асоциальный характер.

Часто они напрямую связаны с тем, что их родители не исполняют возложенные на них обязательства на надлежащем уровне.

В частности речь идет об отсутствии контроля поведения несовершеннолетнего ребенка из-за чего он совершает противоправные действия.

Под определением “неисполнение взятых на себя обязательств” подразумевается полное либо частичное бездействие родителей или законных представителей.

Под “злостным неисполнением” подразумевается многократные, систематические правонарушения несовершеннолетними детьми законодательства РФ, нрав и так далее.

Права и обязанности

В соответствии со статьей 63 Семейного Кодекса РФ, права и обязанности заключаются в следующем:

Кто может быть привлечен

В соответствии с установленными правилами российского законодательства, ответственность за совершенные противоправные действия несовершеннолетним ребенком несет его законный представитель.

По законодательству РФ им могут выступать:

В 2019 году права и обязанности биологических родителей и законных представителей являются одинаковыми.

По факту, на законодательном уровне, граждане, оформившие факт усыновления, автоматически считаются родителями.

По этой причине, ответственность может выражаться в виде лишения части своего дохода (имеется в виду выплата нанесенного ущерба в процентном соотношении) либо вовсе имущества.

В первом случае вариант расчетов осуществляется по аналогии с алиментами. Многие интересуются вопросом относительно возможности привлечения к ответственности опекунов.

В данной ситуации следует ссылаться на статью 26 Федерального закона № 48 от апреля 2008 года.

В ней четко указано, что опекуны не несут ответственности за действия их официального подопечного.
Одновременно с этим, за него отвечает специализированное учреждение, в котором дети находятся на воспитании и проходят обучение.

Основные особенности в данном случае имеют вид:

Если речь идет о возможности привлечения к ответственности родителей за противоправные действия ребенка, которые были лишены своих прав, то в данном случае каждая ситуация является сугубо индивидуальной и подлежит рассмотрению в суде.

Порядок вступления в наследство после смерти после 6 месяцев по завещанию смотрите в статье: вступление в наследство после смерти после 6 месяцев.

Про фактическое принятие наследства по истечении установленного срока через суд, читайте здесь.

К примеру, за вовлечение в преступную группировку родителями, им придется отвечать по всей строгости закона.

Ответственность лиц достигших от 14 до 18 лет

Фото 3

В отличие от детей до 14 лет, за которых в полном объеме ответственность несут родители, после исполнения 14 лет гражданин самостоятельно должен отвечать за все свои поступки. Это значит, что с 14 лет ребенок без каких-либо поблажек отвечает за причинение вреда здоровью или имуществу других лиц.

Важно: ребенок от 14 до 18 лет может освобождаться от выплаты компенсации за причинение вреда, если у него нет дохода или имущества, достаточного для покрытия ущерба. Тогда вред придется возмещать родителям или же им необходимо будет доказывать, что причинение ущерба совершено их ребенком без их вины.

Не будет обязанности по возмещению ущерба за своих детей от 14 до 18 лет у их родителей если:

  • Ребенок, совершивший неправомерные действия, приобрел дееспособность до достижения 18 лет. Такое возможно на основании ст.21 ГК РФ при вступлении несовершеннолетнего в брак или если он работает с 16 лет по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. В случае получения полной дееспособности ребенок сам должен нести ответственность за свои поступки, заключать самостоятельно сделки, продавать/покупать имущество и т.д..
  • Достижения совершеннолетия. Тут дополнительных разъяснений не требуется, каждый человек становится автоматически дееспособным с 18 лет.

Если же у детей нет никакого дохода или имущества, то ответственность за него несет и тот родитель, который проживает отдельно. Однако у такого родителя есть право на то, чтобы оспорить свою ответственность за ребенка, если по вине второго родителя у него не было возможности воспитывать и общаться с ребенком или же он не мог общаться с ребенком по иным причинам (например, ввиду тяжелого и затяжного заболевания).

Определение прав и обязанностей

По достижении 18 лет все граждане России получают полную правоспособность и дееспособность, то есть получают все права и обязанности полноценного гражданина страны.

С этого времени они могут полностью распоряжаться своей жизнью и имуществом: вступать в брак, устраиваться на работу, продавать или покупать недвижимость.

С правами приходят и обязанности: гражданин полностью отвечает перед судом за свои поступки и несет полную ответственность.

До 18 лет гражданин считается недееспособным, то есть ограниченным в правах и обязанностях. При этом различаются два понятия:

  1. Малолетний гражданин – это подросток до 14 лет, при этом он является и недееспособным тоже.
  2. Недееспособный – до 18 лет. При этом в возрасте 14-18 лет действует ограниченная дееспособность: подросток может отвечать за некоторые поступки, но обязан спрашивать разрешение родителей.
Стоит отметить: гражданин может быть недееспособным не только в силу возраста, но и из-за психических отклонений, из-за которых он не способен отвечать за свои действия.

Пока малолетний не достиг совершеннолетия, за все его действия отвечают родители или опекуны, они же представляют интересы подростка в суде и отстаивают его права. В зависимости от возраста и совершенного правонарушения различаются и степени ответственности детей и взрослых.

Работаем с малышом

Многие понимают, для чего нужна ответственность, а вот, что она собой представляет, имеют лишь смутное представление. Поэтому к беседе с ребенком нужно тщательно готовиться. Ведь малыш может задать самые неожиданные вопросы, на которые ответить будет очень сложно.

Маленькому ребенку об ответственности не рассказывают, а … показывают собственным примером. Например, если с малышом в возрасте 1 года убирают игрушки и книжки на место родители, то к трем годам он уже начинает это делать сам. Если, конечно, взрослые сами убирают вещи на места, показывая положительный пример. Двухлетнему карапузу можно доверить полив цветов, раскладывание посуды на столе, а четырехлетние дети уже могут самостоятельно убрать игрушки, подмести пол и даже вымыть за собой посуду.

Не нужно заставлять его убираться, если он не хочет, лучше обеспечить его положительными эмоциями и объяснить важность проводимых действий:

  • Пыль протирают, чтобы избавиться от вредных микроорганизмов.
  • Игрушки нужно убрать, чтобы не наступить, не споткнуться.
  • Цветы поливают, чтобы они были живыми и здоровыми.

С этого момента начинает формироваться ответственность у ребенка за свои действия. Он начинает понимать, что если цветы не полить, то они завянут, а разбросанные игрушки будут мешать передвигаться по комнате.

Долгосрочные и кратковременные программы


Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных “заданий”. При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Первый шаг в выполнении долгосрочной программы - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении.

Как понять, что дети думают и чувствуют?

Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и в позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Нашим девизом должно стать: “Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение”.

Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:

- Что это ты такой кислый?

- Что это за унылая гримаса?

- Что ты еще там натворил?

- Что у тебя опять стряслось?

Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.

Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:

- Наверное, у тебя какие-то неприятности.

- У тебя был трудный день.

- Тебе нелегко пришлось сегодня.

- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился. Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: “Что с тобой? Что случилось?” Вопросы - признак любопытства, утверждения -признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.

До 14 лет

Фото 4

В 14 лет дети получают первый паспорт, а вместе с ним и некоторую дозу прав и ответственности – до этого момента за любые действия малолетних отвечают их родители.

Кража, хулиганство, нанесение увечий, насилие, даже терроризм или убийство – все это ложится на плечи взрослых, которые чаще всего отвечают материально.

Малыш обычно ограничивается серьезным внушением и некоторыми другими мерами влияния. Стоит отметить, что при совершении серьезного преступления (например, за убийство или нанесение увечий) ребенка, начиная с 11 лет, могут отправить в специальное лечебно-воспитательное учреждение на срок до 2 лет.

Важно знать: если в момент совершения преступления подросток находился не под ответственностью родителей (например, был в школе или лагере), то и отвечать за его проступок будут учителя или воспитатели.

Чаще всего малолетние дети не совершают серьезных правонарушений. К числу наиболее часто встречающихся нарушений относятся:

  • мелкие кражи и грабежи;
  • порча имущества;
  • хулиганство и драки;
  • нарушение ПДД.

За все эти преступления ответственность целиком и полностью лежит на родителях. Впрочем, если несовершеннолетний совершил более тяжелое преступление, суд может привлечь к наказанию взрослого, который подтолкнул ребенка к этому.

Ответственность: обязанности и ценности

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться “изнутри”, на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, то есть любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности - вернее, отсутствие его - в более конкретных случаях:

когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.

С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, - и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда “велят” сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.

Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все; от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать “в лоб”. Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Необходимо рассмотреть следующее: существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности? Настоящая глава посвящена ответу на этот вопрос с точки зрения психологии.

Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.

Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.

Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!

Подавление. Скажешь еще хоть раз: “Ненавижу!” - смотри, не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.

Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить - их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и “отвести” их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Остается вопрос: какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

От войны к миру

Фото 5


Если у родителей с детьми “война”, из-за домашних дел (обязанностей по дому), а по сути - “война” за воспитание в детях чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно “сражение” и добьемся выполнения своих приказаний, ребенок может дурно на это отреагировать, стать раздражительным, отбиться от рук.

Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребенком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

1. Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит.

Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

2. Не дать созреть “гроздьям гнева”. Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти.

Оскорбления. Ты - позор для своей школы и семьи.
Ругательства. Хлюпик, дурак, идиот.
Пророчества. Кончишь ты тюрьмой, это точно.
Угрозы. Пока не будешь хорошо себя вести, советую тебе вообще забыть про карманные деньги!
Обвинения. Все ссоры ты всегда начинаешь первый.
Демонстрация власти. Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут.

3. Просим “без личностей”. Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти новые принципы и приемы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их “зрелости”.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Фото 6

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Основные моменты

В зависимости от конкретного правонарушения к родителям устанавливается объем ответственности.

По этой причине, прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса изначально рекомендуется ознакомиться с общими теоретическими сведениями, для исключения вероятности возникновения различного недопонимания.

В каком случае ответственность переходит на родителей?

До скольки лет родители несут ответственность за детей, зависит от совершенного проступка. Фактически полная дееспособность в стране наступает с 18 лет. До этого времени дети считаются несовершеннолетними. Однако, к примеру, за особо тяжкие преступления ответственность наступает намного раньше.

Нести ответственность за своих детей родители могут только в рамках гражданского судопроизводства при возмещении причиненного вреда.

Если ребенок убил человека, конечно же никто за это не посадит в тюрьму его родителей. Но заставить их выплачивать пострадавшей стороне денежную компенсацию вполне могут.

В ст. 1073 и 1074 ГК РФ указаны те лица, которые несут ответственность за действия несовершеннолетних лиц. В данном контексте законодателем несовершеннолетние разделены на малолетних – до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет.

За малолетних могут нести ответственность следующие категории граждан:

  • Родители;
  • Опекуны и попечители;
  • Сотрудники образовательных или медицинских учреждений;
  • Работники организаций для детей, которые остались без попечения родителей;
  • Прочие организации, которые в период совершения ребенком нарушения отвечали за присмотр за ним.

Ответственность родителей за нарушения и преступления несовершеннолетних сохраняется в течение 3 лет после лишения родительских прав.

Лица в возрасте от 14 до 18 могут сами выплачивать компенсации причиненного вреда или ущерба, если имеет в это время доход. Если же заработок у них отсутствует, это обязанность переходит к родителям.
Фото 6

Ответственность: право голоса и право выбора


Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Нужно провести четкую границу между правом голоса и правом выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время помогая ему принять эту неизбежность.

Рассмотрим теперь, по каким конкретным вопросам возникают разногласия между родителями и детьми из-за отсутствия ясной границы между двумя сферами ответственности.

Домашние задания


С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем. Взрослые не должны надоедать ребенку упреками по поводу домашних заданий. Они не должны следить, как ребенок делает уроки, или проверять потом сделанное, кроме тех случаев, когда дети сами об этом просят. Начни только отец или мать делать с сыном уроки, и бремя этой ответственности ляжет на их плечи навсегда. Домашние задания могут стать в руках детей оружием против родителей. Используя его, они будут мстить, шантажировать, эксплуатировать. Но можно избежать многих бед, если не проявлять интереса к мельчайшим подробностям домашних заданий, а четко подтвердить:

“Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас - наша работа”.

Не стоит переоценивать значение домашних заданий в первые годы учебы. Есть много хороших школ, в которых учащиеся младших классов не получают домашних заданий. Но знания их ничуть не хуже, чем у их шести- и семилетних сверстников, сражающихся с уроками на завтра. Главное значение домашних заданий в том, что они дают ребенку опыт самостоятельной работы. Но для этого нужно, чтобы задания соответствовали способностям ребенка. Тогда он сможет заниматься сам (или же с минимальной помощью “со стороны”). Прямая помощь только заставит ребенка поверить, что сам он полностью беспомощен. Однако косвенная помощь может быть весьма полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребенку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги и удобный стол. Можно также помочь ему выбрать определенные часы для выполнения домашних заданий в разное время года.

Весной и осенью после обеда лучше погулять, пока светит солнце, а потом взяться за уроки. Зимой дни коротки, и сначала ребенок должен сделать уроки, если вечером хочет смотреть телевизор.

Некоторые дети любят заниматься с кем-нибудь из взрослых. Неплохо было бы позволить ребенку иногда заниматься за кухонным или обеденным столом. Не следует делать замечаний, которые могут помешать работе:

“Не сутулься! Застегни рубашку! Не испачкай стол!”

Есть дети, которые любят покусывать карандаш, ерошить волосы, раскачиваться на стуле во время подготовки домашних заданий - это им помогает. Когда мы запрещаем детям так делать, они теряют уверенность, и занятия подвигаются у них медленно.

Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Мы должны оказывать ему общую моральную поддержку, скорее чем поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев, как:

- Если бы ты не отвлекался все время, то уже давно кончил бы делать уроки.

- Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.

Мы должны оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием. Нужно не поучать ребенка, но прежде всего уметь внимательно его выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам доберется до места назначения.

Отношение родителей к школе и к учителям оказывает влияние и на отношение ребенка к домашним заданиям. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, ребенок рано или поздно сделает соответствующие выводы.

Родители должны поддерживать учителя, особенно в отношении домашних заданий, домашних работ.

Если учитель строг, у родителей есть прекрасная возможность лишний раз посочувствовать ребенку:

- Сколько домашних заданий в этом году!

- Трудно в этом году, да?

- Я вижу, вам много задают.

- Наверное, учитель у вас очень строгий. Сколько он вам задает в этом году!

Важно избежать постоянных препирательств и ссор по поводу домашних заданий:

- Послушай, Саша, тебе придется серьезно заниматься правописанием - каждый день по два часа после обеда, в субботу и воскресенье - тоже. Никакого футбола, никакого телевизора!

— Александр! Мне до смерти надоело напоминать тебе о домашних заданиях. Теперь тобой займется папа! В нашей семье неграмотных не было и не будет!

Угрозы и постоянные напоминания об уроках - обычное “оружие” родителей. Зато так им спокойнее: они уверены, что это помогает поправить дело. А в действительности такие методы приносят только вред. Атмосфера в доме напряженная, настроение у родителей и у детей отвратительное.

Многие способные дети отстают в учебе (как на уроках, так и при выполнении домашних заданий), выражая свой бессознательный протест против родительских чаяний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном табеле, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивает ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Как заявил один мальчик: “Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся”.

Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему, тогда как невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Увы, решение здесь не представляется ни легким, ни быстро достижимым.

Некоторым детям может понадобиться консультация психолога или человека, знакомого с практикой психологии. Недопустимо, чтобы этим занимались сами родители. Наша цель - дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://www.papajurist.ru/semeynoye-pravo/otvetstvennost-za-nesovershennoletnikh-detey/
  • http://baragozik.ru/vospitanie/kak-obyasnit-rebenku-chto-takoe-otvetstvennost-i-zachem-ona-nuzhna.html
  • https://materinstvo.ru/art/798
  • http://jurist-protect.ru/kakaja-dejstvuet-statja-ob-otvetstvennosti-roditelej-za-nesovershennoletnih-detej/
  • https://razvod.guru/deti/otvetstvennost-za-nesovershennoletnih.html
  • https://yurist.club/semejnoe-pravo/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej.html
  • http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий