Что значит закупка у единственного поставщика

 

Закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по 44-ФЗ. Закупка у единственного поставщика - один из излюбленных способов закупки среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

  1. заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;
  2. заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Банковская гарантия на исполнение контракта

заключенного с единственным поставщиком

Получить

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2019 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

  • Деятельность субъектов естественных монополий
  • Указ или распоряжение Президента или Правительства
  • Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
  • Мобилизация
  • Закупка до 100 тыс. руб.
  • Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
  • Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
  • Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
  • Организация мероприятия
  • Поставка культурных ценностей
  • Народные художественные промыслы
  • Преподавательские или экскурсоводческие услуги
  • Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
  • Вооружение и военная техника
  • В случае аварии, ЧС
  • Товары и услуги от предприятия УИС
  • Объекты авторского права (за исключением проката фильма)
  • Авторский надзор за строительством
  • Обеспечение визитов глав иностранных государств
  • Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
  • Управление многоквартирным домом
  • Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
  • Ремонт нежилых помещений
  • Направление работника в командировку
  • Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
  • Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
  • Закупки ЦИК
  • Оборудование для инновационных площадок
  • Банковская гарантия для бюджетного учреждения
  • Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
  • Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
  • Сбор и обработка первичных статистических данных
  • Информация баз данных
  • Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
  • Воинские перевозки
  • Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
  • Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
  • Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
  • Орган исполнительной власти лечится за границей
  • Осуществление государственной охраны
  • Услуги кредитных рейтинговых агентств
  • Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2019 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2019 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Закупки у единственного поставщика: что это означает

Закупки у единственного поставщика – это метод проведения государственных закупок, при котором заказчик заключает контракт с выбранным конкретным физическим или юридическим без предварительного проведения отбора заявок. Закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, однако в законодательстве оговорены ситуации, когда данное право становится обязанностью.

Важно

Заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком в тех случаях, когда проводимые ранее конкурентные процедуры были признаны несостоявшимися. Если среди заявок на аукцион есть хотя бы одна, полностью соответствующая требованиям, на заказчика налагается обязанность заключить госконтракт с данной компанией.

В большинстве случаев заказчик имеет возможность самостоятельно определиться, проводить ли ему конкурс или же воспользоваться правом осуществлять закупки у единственного поставщика. Однако практика применения статьи 93 44-ФЗ показывает, что к закупкам у единственного поставщика обращено более пристальное внимание; для осуществления таких закупок нужны веские основания и полное соответствие требованиям закона. Это сделано для того, чтобы исключить возможность сговора между заказчиком и конкретным поставщиком.

Новые правила заключения контрактов с единственным поставщиком с 1 августа

C начала августа, а точнее с 31 июля, когда вступило в силу новое правило, заказчики получили новые возможности, чтобы заключить контракт с едпоставщиком в облегченной версии. В такие контракты теперь можно не вписывать ответственность сторон, приемку, порядок оплаты и другие обычные пункты. Читайте, какие еще льготные условия появились в контрактах с пониженными требованиями и чем вы рискуете.

Узнать про изменения

Вернуться к началу

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Возможность работать с единственным поставщиком остается правом заказчика, однако это не значит, что все закупки можно осуществлять подобным образом. Условия, при которых возможно воспользоваться данным правом, оговорены в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Всего в ч.1 представлено порядка 50 различных ситуаций, каждая из которых максимально конкретизирована. На практике же применяются лишь некоторые из них. При применении данных условий надо быть очень внимательными.

Основные условия, при которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ:

  • Закупки товаров, услуг или работы у субъектов естественных монополий. Если определенный товар производит только одна компания-монополист, то такие сделки осуществляются в рамках закупок у единственного поставщика. Субъекты естественных монополий обозначены в соответствующем законе («О естественных монополиях» от № 147-ФЗ). К этой же группе относятся закупки услуг центрального депозитария. (п.1)
  • Закупки на незначительные суммы. Если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то заказчик может осуществлять такую закупку у единственного поставщика, а не проводить конкурентную процедуру. (п.4)
  • Заказ услуг, товаров или работ для нужд оборонной отрасли. Поскольку деятельность оборонной отрасли относится к категории государственной тайны, то и закупки в этой сфере проводятся на особых условиях. Кроме того, при закупках для оборонной отрасли следует учитывать реестр единственных поставщиков военной техники, который включает в себе список компаний, с которыми можно заключать контракты в рамках закупок у единственного поставщика. (п.7)
  • Закупки в сфере культуры и искусства. Сюда относятся как закупки музейных ценностей, так и закупки в области литературы и других видов искусства. Чаще всего на данных условиях работают различные музейные комплексы, фонды, театры и т.д. (п.10, 13 и другие).
  • Закупки услуг в области водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Обеспечение государственных нужд в основных ресурсах, как и обеспечение оборонной сферы, строго регулируется государством. (п.8)
  • Закупки товаров, услуг или работ в случаях, когда необходима срочная (экстренная) медицинская помощь после возникновения форс-мажорных обстоятельств (катастрофы природного и техногенного характера). (п.9)
Перечень закупок у единственного поставщика с 1 июля 2019 года

Заказчики закупают товары, работы, услуги у единственного поставщика в случаях из части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Для каждого случая установлен порядок заключения и исполнения контракта.

Смотреть весь список

В целом, законодательство дает широкий перечень ситуаций, в которых можно воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика. В большинстве случаев эти ситуации так или иначе связаны со сферами, имеющими большое значения для государства в целом: культура и искусство, информационная безопасность, оборонная сфера, медицина, деятельность по обеспечению основных нужд населения, деятельность, связанная с государственной тайной.

Извещение о закупке у единственного поставщика

Скачать шаблон

Кроме того, закон предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика, если на то было дан письменный указ Правительства или уполномоченных органов.

Для того, чтобы точно определить, если ли в конкретном случае возможность воспользоваться условиями статьи 93 Закона 44-ФЗ, необходимо максимально точно ознакомиться с актуальной редакцией закона, а также пояснительными записками и выяснить, нет ли прямого запрета на такой вид закупок для выбранной отрасли.

Вернуться к началу

Согласование закупки у единственного поставщика после несостоявшегося открытого конкурса

Помимо случаев, когда закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, существуют условия, при которых применение статьи 93 является обязанностью. В частности, сюда относятся закупки по результатам несостоявшегося открытого конкурса (аукциона).

Пункты 24 и 25 статьи 93 44-ФЗ содержат требование, согласно которому заказчик обязан заключить контракт в рамках закупок у единственного поставщика в том случае, если проведенный конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи всего 1 заявки или признания 1 заявки соответствующей требованиям.

Заключение контракта с единственным поставщиком является обязанностью в случаях, когда:

  • на конкурсный отбор была подана единственная заявка;
  • только 1 поданная заявка по результатам проверки была признана соответствующей требованиям;
  • только 1 участник был признан соответствующим всем заявленным требованиям.

Таким образом, если в результате конкурсного отбора только 1 поданная заявка была признана действительной и проведение самой процедуры аукциона невозможно ввиду отсутствия конкурентов, вступает в силу действие статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Важно

Заказчик не имеет права отказываться от заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если конкурс был признан несостоявшимся в результате «недобора» заявок.

Механизм действий в данном случае прост. Если только 1 заявка была признана соответствующей требованиям, тогда участник, предоставивший данную заявку, становится победителем тендера автоматически. Конкурсный отбор считается несостоявшимся, а заказчик заключает контракт с победителем. В случае, когда не было подано ни одной заявки, заказчик может провести второй этап конкурсного отбора. Правила относительно закупок у единственного поставщика по единственной заявке справедливы и для второго этапа.

До 2015 года действовало правило, согласно которому заказчик, чей конкурсный отбор был признан несостоявшимся, обязан был получить предварительное разрешение от ФАС на заключение контракта с единственным поставщиком. Начиная с 2015 года, это требование отменено. Сегодня при соблюдении всех правил и условий проведения конкурсного отбора заказчик сразу может перейти к процедуре заключения контракта с единственным поставщиком, если того требуют условия статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Материалы по теме:

Когда все закупки можно проводить у единственного поставщика

Как увеличить количество товара в малой закупке, если контракт уже заключили

Как штрафовать СМП, если контракт с ним заключили как с единственным поставщиком

Можно ли заказчику расторгнуть контракт с единственным поставщиком на малую закупку

Где отразить изменения способа закупки

Вернуться к началу

Закупка у единственного поставщика по 22-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (а до ввода ЕИС в эксплуатацию на официальном сайте ). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от г. № 908.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
  2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
  3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
  4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
  5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

  • Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
  • Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
  • Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.

После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправления (в особых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.

Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:

  • Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
  • По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
  • В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
  • В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
  • По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.

В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.

Вернуться к началу

Преимущества и недостатки применения статьи 93 Закона 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика в рамках статьи 93, как и любой другой вид закупок, имеют свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Возможность заключить контракт с известным проверенным поставщиком, что резко снижает риски неисполнения контракта.
  • Простота процедуры заключения контракта на условиях статьи 93 также ведет к снижению риска срыва сделки.
  • Нет необходимости проводить конкурс и тратить на это финансовые и человеческие ресурсы.
  • Документально процедура заключения контракта в рамках статьи 93 Закона 44-фз гораздо проще, требует меньше времени.

Недостатки:

  • Нет возможности существенно снизить цену контракта, так как отсутствует процедура аукционного отбора;
  • Конкуренция отсутствует, что может отразиться на качестве выполняемых работ (поставляемых услуг), если заказчик работает не с проверенным исполнителем;
  • ФАС относится к закупкам у единственного поставщика с максимальным вниманием, чтобы исключить возможность злоупотребления и сговора;
  • На заказчика ложится повышенная ответственность.

Выбирая простую и быструю процедуру заключения контракта с единственным поставщиком, будьте внимательны. Если все условия ст. 93 и прочих нормативно-правовых актов не будут соблюдены полностью, вас могут ждать серьезные штрафные санкции. Антимонопольная служба максимально строго контролирует работу с единственными поставщиками, так как именно при такой схеме заключения контракта чаще всего встречаются нарушения принципа здоровой конкуренции.

Если вы не уверены, что у вас есть достаточные причины для отказа от конкурсного метода, лучше всего не прибегать к закупкам у единственного поставщика. Практика также показывает, что контролирующие органы крайне настороженно относятся к компаниям, которые слишком часто осуществляют закупки у единственного поставщика (если, конечно, эти компании не работают в особых сферах, например, оборонной, где использование других процедур не распространено).

Важно

Перед тем, как заключать контракт с единственным поставщиком, тщательно ознакомьтесь с актуальным перечнем условий пункта 1 статьи 93. Данный пункт периодически редактируется законодательством. Последняя редакция Закона 44-ФЗ размещена на нашем сайте.

Заказчику, который решил воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика и работает в рамках пункта 1 статьи 93, также следует помнить, что в любой момент контролирующий орган может потребовать обоснования. При этом, далеко не всегда ссылка на непреодолимые обстоятельства (например, «горящие» сроки) будет принята в качестве достаточно обоснования такого контракта.

Вернуться к началу

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

Что значит закупка у единственного поставщика?

Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

Изменение правил обоснования закупок

Минфин также обратил внимание и на процедуру обоснования невозможности проведения процедуры определения поставщика в конкурентной форме. Ведомство считает, что необходимость обосновывать закупки, в т. ч. и способ определения поставщика, неэффективно. Таким образом, в законопроекте предлагается устранить обязанность организаторов торгов готовить обоснование согласно ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе.

ВАЖНО! Одновременно с этим Минфин предлагает включать расчет и обоснование цены во все контракты с единственным поставщиком.

Дополнение перечня предметов закупок

В настоящее время у заказчика есть возможность заключить договор аренды у единственного исполнителя только в отношении:

  • здания;
  • строения;
  • сооружения;
  • нежилого помещения.

После вступления в силу законопроекта у госзаказчика появится возможность подписать договор аренды также в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок.

Введение обеспечения гарантийных обязательств

Минфин предлагает ввести отдельные обеспечения гарантийных обязательств поставщика. Эти поправки призваны снизить финансовую нагрузку на участников госзакупок, от которых госзаказчик требует обеспечение исполнения контракта, включая гарантийные обязательства. Планируется, что когда заказчик установит такое требование, то участник обязан предоставить его отдельно при приемке товара.

ВАЖНО! Размер такого обеспечения не будет превышать 10 % от НМЦК.

Извещение о закупках уходит в прошлое

Законопроектом установлено, что заказчик перестанет размещать извещение о проведении госзакупок у единственного поставщика в силу избыточного характера этой процедуры. Новые правила будут распространяться на закупки на основании пунктов 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Эти госзакупки заранее размещаются в плане-графике, следовательно, информация об их проведении обеспечивается. Ведомство указывает, что раз такие закупки проводятся в неконкурентной форме, дополнительно доводить информацию до участников закупок, кроме включения информации в план, нецелесообразно.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

Процедура обращения:

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Материалы по теме:

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать

Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/zakupka-u-edinstvennogo-postavshhika
  • https://school.kontur.ru/publications/51
  • https://www.pro-goszakaz.ru/article/103003-stati-93-zakupki-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44-fz
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html
  • https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/8-novykh-pravil-v-zakupkakh-u-edinstvennogo-postavshchika
  • https://school.kontur.ru/publications/1548
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий